|
то что пишут про кантелеверы - бред чистейший !!!! из ободных тормозов это самая лучшая конструкция она обеспечивает равномерную тягу и синхронный прижим обеих колодок у меня был в 70-е годы старт - шоссе тормоза были тогда только ободные у меня был тормоз с боковой тягой а у моего товарища более поздняя модель с центральной симметричной тягой (по нынешним названиям - кантелевер) сейчас у меня современный велосипед а тяга на ободных тормозах - боковая геморрой ещё тот что тогда что сейчас настроить тормоза с боковой тягой на нормальную работу просто не реально !!! тормоз с центральной тягой настраивается очень быстро и никаких проблем в дальнейшем нет и разговоры про усилие зажима это не более чем рекламная уловка достаточно снять и поставить назад колесо чтобы получить расстройство работы тормоза с боковой тягой думать что я не умею настраивать - не надо !!! велосипеды я разбирал и собирал заново своими руками до последнего винтика и шарика разбирал и собирал колёса до единой спицы а что касается дисковых тормозов которые сейчас усиленно рекламируют - торговый развод и не более того у моего знакомого велик с дисковыми тормозами недавно ему случайно попало масло на диск он напрочь лишился тормоза потом масло вытерлось и функция тормоза восстановилась неожиданно (в самый неподходящий момент) про дисковые тормоза могу сказать с уверенностью - тяжелее дороже и не такие уж безотказные у кого есть дисковые тормоза - попробуйте поэкспериментировать с другими загрязнителями |
СтатьиАктивный отдых Снаряжение для активного отдыха Водный спорт Виндсерфинг, лодки, байдарки, каноэ Дайвинг Подводное плавание, снаряжение Домашний спорт Как и с помощью чего укреплять здоровье и улучшать физическую форму в домашних условиях Единоборства всё о единоборствах Луки, арбалеты Обзоры и тесты современного метательного оружия, луков и арбалетов Роликовые коньки Подбор роликовых коньков Скейтборд Все о скейтборде Сноуборд Выбор сноубордов и снаряжения Страйкбол Страйкбол, выбор оружия, airsoftgun Тренажерный зал Всё о силовых нагрузках Электротраспорт Разбираемся с электротраспортом: сигвеи, моноколёса, электросамокаты и другие |
Велосипедные тормоза. Виды. Плюсы и минусы
Типы тормозных механизмов и их приводовНа велосипедах применяется несколько разнообразных по конструкции типов тормозных механизмов. Причем, часть из них может иметь еще и различные приводы. Рассмотрим их чуть-чуть подробнее. До начала восьмидесятых годов, когда в мире начался велосипедный бум, на большинство велосипедов устанавливались тормозные системы встроенные во втулку заднего колеса. Весь механизм таких тормозов скрыт внутри. Примером является всем известная втулка "торпедо", устанавливавшаяся ранее на большинство велосипедов советского производства. Тормоз такого типа приводится в действие вращением педалей в обратную сторону. Соответственно, может быть установлен только на заднее колесо велосипеда. Сейчас подобные системы часто встречаются не только на односкоростных городских велосипедах, но и на велосипедах с многоскоростными планетарными втулками, такими как Shimano Nexus или SRAM Spectro. Достаточно экзотический вариант - барабанный втулочный тормоз наподобие автомобильного. Он может быть установлен как на переднем колесе, так и на заднем. Привод - тросиковый. Сейчас такой тип тормозов встречается редко. Может также быть установлен на многоскоростные планетарные втулки. На многоскоростных велосипедах с внешними переключателями передач, в силу их конструктивных особенностей, невозможно установить тормоза с цепным приводом, так как задний переключатель требует наличия значительной свободной длины в нижней ветви цепи. Поэтому появились ободные тормоза. В них тормозные колодки прижимаются прямо к тормозным дорожкам на боковых поверхностях обода. Для увеличения мощности торможения, исключения влияния загрязнения и неровности ободов, в последнее время стали применяться дисковые тормоза. Другим положительным эффектом их применения стало отсутствие изнашивания ободов в процессе торможения. На современных велосипедах для передачи усилия от управляющих рычагов к тормозам применяется как механический привод в виде цепи или тросика в оплетке, так и гидравлический в виде системы шлангов заполненных специальным маслом или тормозной жидкостью. Тормоза, хоть их и "придумали трусы", бывают: клещевые, кантиле-верные, векторные (V-брейки), гидравлические ободные ("MAGURA"), роллерные, дисковые. Все, кроме роллерных и дисковых, воздействуют на обод колеса и носят поэтому гордое название "ободных". С них и начнем. Клещевые
Кантилеверы
V-брейки
Трудно придумать конструкцию проще: V-брейки - это два параллельных рычага длиной 100-120 мм, стянутых с одной стороны тросиком. Имеют несколько простых регулировок. Тросик, стягивающий рычаги, абсолютно прямой, соответственно усилие передается полностью. Существует два типа V-брейков, с параллельным подведением колодок к ободу и с подведением по окружности. Фирма Shimano использует для этого чистой воды параллелограмм, a Avid конструкцию арочного типа. Хотя, разумеется, это тот же параллелограмм, но по-другому выглядящий. Так как ход колодок у V-брейков мал - всего лишь 2-4мм, то данный конструктивный изыск не сказывается на работе и эффективности. Он способствует только более равномерному износу колодок, увеличению веса, цены и усложнению конструкции. Несколько дополнительных узлов трения в зоне, где вдоволь грязи песка и пыли, изнашиваются довольно быстро; характерный звон поезженных тормозов хорошо известен многим байкерам. Эффективность торможения у V-брейков, в первую очередь, зависит от жесткости тормозного рычага. Именно поэтому мощные, прочные тормоза Shimano XT и LX пользуются успехом в экстремальных видах, причем не благодаря, а, скорее вопреки механизму параллельного подведения колодок. "Правильно" настроенные V-брейки, вне зависимости от конструкции, запросто перекинут байк через руль или помогут передней шине оставить жирную черту на асфальте. Ободная гидравлика
Дисковые тормоза
Тормоза этого типа известны давно и прекрасно себя зарекомендовали на автомобилях и мотоциклах.
Идея дискового тормоза проста. На втулке колеса слева, рядом со спицами закреплен стальной диск. С помощью
достаточно примитивного устройства к вращающемуся диску справа и слева прижимаются колодки. Чем сильнее
прижаты колодки, тем больше сила торможения. Колодки из абразивного материала, как, положим, у "BMW", и в
этой малости существенное отличие дискового тормоза от ободного. Обода, кроме редких исключений, делают из
алюминия, и конструкторам, приходится изощряться, подбирая для колодок "хитрые" композиции, которые не
слишком сильно терли бы обод, но при этом хорошо тормозили. Жесткие абразивные колодки сотрут обод мгновенно,
а стальной диск может работать годами. Стальные диски обычно имеют диаметр от 140 до 200 мм. На переднем
колесе диски больше, на заднем - меньше.
Устройство гидравлических тормозов очевидно. Управляющий цилиндр с поршнем размещен в тормозной ручке на
руле.
Конструкция механических тормозов (их еще называют "тросико-выми" или, точнее, "с тросиковым приводом") не сложнее. Как в обычном тормозе (V-брейк, кантилевер,...), трос тянет приводной рычаг на кали-псре, и простенький механизм прижимает тормозные колодки к диску. Механизмы не слишком разнообразны. Это или многозаходный ходовой винт, как в кран-буксе домашнего водопровода, или клин, или кулачек. Клин и кулачек - близкие родственники, только один перемещается, а другой поворачивается вокруг оси. Трос и колодки совершают движение в разных, взаимно перпендикулярных плоскостях, и другие решения сделали бы механику чрезмерно сложной.
Гибридные тормоза, исходя из названия, сочетают в себе принципы механического и гидравлического тормозов в
одном флаконе. Трос, посредством рычага, воздействует на гидравлическую часть, целиком расположенную в
корпусе тормоза и состоящую из двух цилиндров (управляющего и силового), и небольшого объема масла между
ними. Гибридные тормоза по эксплуатационным характеристикам и надежности занимают промежуточное положение
между первыми двумя типами. Следует оговориться, что "чистые" варианты встречаются чаще, чем гибридные.
Различия от дисковых тормозов прямо следуют из их конструктивных особенностей.
Механические дисковые тормоза уступают своим гидравлическим собратьям из-за: Для примера: трос передающий усилие на задний тормоз, имеет большую длину, трется о рубашку, постепенно вытягивается, слегка пружинит, меняет длину в зависимости от температуры.
Но механические системы имеют и неоспоримые преимущества: - возможность сопряжения с любой стандартной тормозной ручкой. Рассмотрим "плюсы" и "минусы" дисковых тормозов. В чем состоят "плюсы"?
- больший коэффициент трения между абразивом и стальным диском по сравнению с трением колодки об алюминиевый
обод; Какие "минусы" у дисковых тормозов?
- В первую очередь - цена (хотя, постепенно цены снижаются); Роллерные тормозаРоллерные тормоза закреплены слева на втулке колеса, их принцип действия такой же, как у барабанных тормозов на любом авто- или мотоустройстве, разумеется, с некоторыми конструктивными отличиями. Появились они во второй половине 90-х и должны были составить конкуренцию всем остальным, и в первую очередь дисковым тормозами, но большой вес и габариты, несовместимость с большинством амортизационных вилок и возможность небольшого обратного вращения колеса при зажатом тормозе ограничили их применение группами "NEXAVE", "NEXUS" и соответствующими велосипедами. Основные их достоинства -это долгая работа без обслуживания, сохранение ободов в "девственном" виде, защищенность от пыли, грязи и воды. Для агрессивного и экстремального катания и дальних походов они малопригодны. Отремонтировать, в случае чего, в полевых условиях их весьма проблематично. Читайте также: Обсуждение статьи |