logo

Примеры: Велосипед Atom или Тренажер Kettler

Где искать

По всем разделам каталога
 

Статьи

Активный отдых
Снаряжение для активного отдыха
Велосипеды
Все о велосипедах
Водный спорт
Виндсерфинг, лодки, байдарки, каноэ
Дайвинг
Подводное плавание, снаряжение
Единоборства
всё о единоборствах
Луки, арбалеты
Обзоры и тесты современного метательного оружия, луков и арбалетов
Роликовые коньки
Подбор роликовых коньков
Скейтборд
Все о скейтборде
Сноуборд 
Выбор сноубордов и снаряжения
Страйкбол
Страйкбол, выбор оружия, airsoftgun
Тренажерный зал
Всё о силовых нагрузках

опубликовано 11 января 2008

автор – Jul 10/10/2006 www.ski.ru

обсуждение статьи – комментариев нет

Последние 200 статей

Проблема выбора

Лыжи или доска? Этот вопрос встает практически перед каждым, кто решил приобщиться к зимним гравитационным видам спорта. Только малые дети, судьбу которых решают родители, и часть тинэйджеров, судьбу которых определяет окружающая тусовка, не испытывают необходимость анализа этой альтернативы. Эта статья посвящена тем, кто свободен и сталкивается с проблемой выбора, выбора между сноубордом и горными лыжами.

Три года назад на портале СКИРУ мы начали обсуждать эту тему, и вот пришло время подвести итоги дискуссии. Предлагаемый материал является ремейком или реинкарнацией статьи «Лыжи или Доска», переписанной с учетом отзывов наших читателей на форуме СКИРУ. Некоторые наиболее концептуальные реплики присутствуют здесь в первозданном виде.

Определяем задачу

Итак, хочу научиться скользить по снегу вниз с горы, чтобы радоваться процессу, чтобы временами захватывало дух (но без экстремизма), чтобы появились новые знакомые, чтобы был повод для поездок и путешествий в горы. Какое приспособление выбрать, что мне больше подходит, на чем кататься, чтобы получать максимум удовольствия?

Удовольствие - ключевой момент. Мы катаемся на лыжах и досках, прежде всего, чтобы получать немедленное, приятное, поднимающее настроение ощущение красоты мира и себя любимого в нем... Удовольствие Лыжебордера состоит из многих элементов: тут и позитив от приобретения нового снаряжения, ощущение приятного открытия от начальных шагов, восторг от достижений и новых навыков, скорости, контролируемого риска, горного солнца и глинтвейна, и т.д., и т.п. Прелесть лыжебордического отдыха - комплексна, и каждый может найти в нем свои акценты и уголки счастья. Так что если заниматься выбором "Лыжи –Доска", делать это надо исключительно с гедонистических позиций, сравнивая сноуборд и лыжи как инструменты для получения удовольствия.

Экономия и расточительство

Удовольствие, связанное с экономией, и наоборот, расточительством, и при покупке лыж, и при покупке доски имеет почти одинаковые потенциалы. И любителям оптимальных вариантов, и приверженцам всего лучшего и топового - есть, где развернуться, поскольку ценовой разброс тут от 5000 до 500000 рублей за комплект снаряжения. Сибаритам и любителям красиво тратить - чуть просторнее в лыжной теме, все-таки ниша сверх дорогого и роскошного здесь исторически шире. Впрочем, времена меняются, и среди сноубордов появляются респектабельные и довольно дорогие модели.

Одежда

Что касается одежды, лыжный дресскод - более броский и менее унисексуальный. Бордеры, не в обиду им будет сказано, в одежде бесполы, хотя по-своему эстетичны. Они как бы подчеркивают, что мирское им неинтересно, все вокруг - суета, главное - катание. Впрочем, для тех, кто любит эффектные наряды, наступают хорошие времена и в сноуборде, и в лыжах. Волна унисекса пошла на убыль, мода на супермешковатость проходит, так что через год-два, глядишь, опять сноубордершу будет видно не только при непосредственном контакте.

Первые шаги

Удовольствие от первых минут, а значит, мягкое вхождение в тему можно получить исключительно на лыжах. На ровной пологой горочке вы почувствуете себя царем горы практически сразу. На сноуборде в первый день-два, кроме недоумения, боли от загрузки непривычных групп мышц и постоянных падений, ничего особо приятного не предвидится. Инструктор, конечно, снимает часть проблем, но все же характерная для досочников-новичков непроизвольная «ловля канта» остается, и первые три-четыре дня жестких кульбитов на склоне не избежать. Так что если вам нужно быстро научится спускаться с вершины к кафе или ресторану, - выбирайте лыжи. Чтобы кататься прилично (красиво, если хотите), для лыж в среднем надо пять сезонов, а для сноуборда - один. Т.е. полный кайф от катания на лыжах получаешь через пять лет, а от сноуборда - уже к концу сезона.

Duplex: Я сначала катался на лыжах, всего сезон, теперь второй сезон гоняю на доске... Так вот учился я на том и на другом сам, только советы соседей слушал. На лыжи встал и сразу поехал... Падал только по дури, оттого, что контролировать скорость еще не научился. А на крутой уклон полез уже на второй день... Учиться мне было, конечно, проще на лыжах, потому что я еще коньком по лесу с детства катался.. Уже на третий раз гонял по ровному склону по прямой с такой скоростью, что куртка гудела от ветра... Я быстро рос и гонял все быстрее, отвеснее и опасней... Но в какой-то момент почувствовал, что меня ждет тупик - погоня за скоростью любой ценой... Кому-то именно это и нужно... Эти люди по моему определению - прирожденные лыжники, а я стал доскером... На борде я падал непрерывно два дня, ловил канты, бился на швабре, не мог завернуть с заднего канта на передний... Я покрыл матом и склон, и подъемник, и свою задницу. Не бросал только по своей непробиваемой упертости... И, конечно же, чувствовал, что в борде мне светят бОльшие просторы для творчества.. Первый восторг от сноуборда был, когда я развернулся на 180 и поехал в обратной стойке, - тут лыжи отдыхают... На третий день более-менее поехал, но ни скорости, ни уверенности не было. Психологический прорыв случился, когда я взял с собой доску в пеший горный поход и съехал по пухляку первый раз в жизни... Тогда я и поймал кайф от доски! Я, конечно, не пробовал этого на лыжах, но мне уже и не хочется... Технический прорыв был, когда я опять вернулся на пологий склон и научился кататься на плоскости. В отличие от лыж - это самое сложное для бордера - преодолеть страх плоскости и связанной с ней опасности словить канта на приличной скорости. Преодолев это, я реально разрулился... Теперь мне не страшно ничто - ни крутой жесткий уклон, ни лес, ни лед на прямой. Я выбираю любой маршрут по трассе и за трассой, я гоняю на скорость с лыжниками (вот где действительно нужно уверенно стоять на плоскости и не резать поворот, накапливать скорость) и получаю кайф от любого стиля катания. Я вышел из тупика гонки на скорость и получил свободу - freeride и (на подходе) freestyle.

Прогресс

После первичного освоения инструмента, вы вольны остаться туристом-отдыхающим, который не слишком торопится в компанию богов и полубогов катания, а можете, напротив, заняться дальнейшим совершенствованием техники и встать на путь продвинутого лыжебордера. Если встали, то вас ожидает сюрприз! Все меняется местами: лыжи требуют больше времени и усилий для выхода на уровень уверенного катания, доска же несравненно проще в освоении. Если вам нравится сам процесс познания себя и своего инструмента, и вы получаете удовольствие от любого маломальского прогресса в катании, значит - на лыжи. Если же вы хотите как можно быстрее перестать обращать внимание на прослойку между вами и снегом и обрести свободу полета, то вам - на доску. Duboix: По поводу сосредоточенности лыжников на совершенствовании техники. Это ментальность рейсера, коих среди лыжников заметно меньше пятидесяти процентов... Ну ладно, среди хороших лыжников большинство - эксрейсеры, достигшие просветления. А фрискиинг? Фрирайд/фристайл? Здесь никому не интересна ангуляция бедра / перекрёстная блокировка падающей вешки. Цель - свой собственный путь и стиль. Да, нужен солидный технический арсенал, а также огромный опыт, лёгкость и естественность его применения - на подсознательном уровне. Когда ты жаришь на пределе, ты не думаешь о закантовках, распределении веса, стойке, закрутке корпуса и прочих приёмах и ошибках. Ты просто должен выжить, ты должен выбрать свою траекторию и дропнуться на ней... И потом - катиться по склону, подобно капле ртути, вдоль линии падения воды, по антиградиенту... Есть даже такой критерий оценки выступления фрирайдера на соревнованиях - fluidity. И вот это - то, ради чего стоит годами учиться стоять на лыжах. Это сила джедая, ведущая тебя сквозь искривлённое пространство и замедляющееся время...!

Травмы

Отсутствие травм - это тоже удовольствие. Одно из самых устойчивых заблуждений связано с травматичностью сноуборда, мол, досочники ломаются чаще, чем лыжники. Статистистика травм, действительно, выше у сноубордистов. Отчасти это связано с тем, что сноуборд продвигался маркетологами как инструмент для отвязанных и безбашенных next парней и девчонок. Но, если в качестве статистической базы рассматривать аудитории, примерно одинаковые по темпераменту и уровню катания, выяснится, что лыжники травмируются чаще, чем сноубордисты. Характер травм при этом совершенно разный: у лыжников - переломы нижних конечностей, причем, осложненные скручиванием, у бордеров уязвимы руки и ключицы.

Например, я бы не рекомендовал вставать на лыжи людям с избыточным весом. Ахиллесова пята горнолыжников :) – колени, именно на коленный сустав приходятся экстремальные нагрузки и массовая статистика травм.

Пространство и Время

Рано или поздно процесс обучения/самообучения формирует из вас более-менее уверенного катальщика по гладким трассам. Если цвет трассы перестал вас волновать, значит, вы подошли к фазе формирования зрелого лыжебодера. Наступило время совершить еще один выбор, возможно, даже более важный, чем выбор между доской и горными лыжами, а именно, выбор между Временем и Пространством. Время - это скоростное катание, твердый ухоженный склон, сосредоточение на тонких нюансах техники - все то, что ныне называется карвинг. Пространство – катание по естественным, диким рельефам, как правило, по глубокому целинному снегу. Скорости здесь меньше, чем при карвинге, потому что каждую секунду нужно быть готовым к неожиданностям рельефа. Повышенные требования к маневренности, повышенные физические нагрузки - все это называется фрирайд.

Duplex: Что маневренней - доска или лыжи? Это как в воздушном бою. Кто маневренней: «Мессер» или «Кобра»? Маневренней - более опытный пилот! А пилотов можно сравнивать только на одной машине... И в досках, и в лыжах есть свои Карверы и свои Фрирайдеры. Но справедливости ради, а так же для тех, кто чувствует особую связь с Временем или Пространством, отмечу, что в карвинге преимущества у лыж, они быстрее и управляемее на больших скоростях, а фрирайд все-таки проще идет у сноубордистов. Предчувствую волну возмущения, но против физики не попрешь. У лыж - центральная загрузка, работают два канта, и на больших скоростях их эффективность только увеличивается. Напротив, у доски работает только один кант, как такового единого центра приложения силы нет, а повороты делаются за счет изгибания доски и переноса центра тяжести. На малых скоростях механика поворота доски эффективней лыжной. Но чем выше скорость, тем быстрее нужно перекантовываться для поворота. И тут лыжи однозначно выигрывают у доски. Вот почему доска маневреннее лыж на малых скоростях и «тупее» - на больших.

Smith: Прошел мой 15-й глыжный сезон, откатал по лесам и скалам Урала, дальние севера и юга Чегета, и наконец-то наступило оно - ОСОЗНАНИЕ, я достиг НИРВАНЫ! ТЕПЕРЬ... Я... МОГУ... ВСЁ... И эта мысль приходила после каждого предыдущего сезона, потому что нет предела возможностям лыж. Дойдя до горизонта, видишь новые дали, ранее тебе неведомые. Но! Спасибо сноуборду за толчок в лыжестроении, за появление лыж новой геометрии, для трассы, для паудера, для парка. Спасибо сноубордерам, что вытащили нас с ратраченных склонов. Низкий поклон им же за открытие такого направления, как бэккантри, за ньюскул. Пусть сейчас уже не они, а мы снисходительно посмеиваемся, ожидая отставших бордеров в целине, кулуарах. Все-таки, если бы не они, до сих пор бы тупо пилили на "рельсах" по ратраченным склонам. Так что, если вы любите быструю езду, ветер в ушах, смазанные скоростью пейзажи, вам - на лыжи. Если вам нравится открывать новые пути, ощущать себя первопроходцем, то дорога - на сноуборд.

Мелочи, или «почти несерьезно»

Удовольствие бывает не только от скорости, полета и адреналина. Есть тихие радости жизни, связанные с комфортом и удобством. Для создания объективного поля выбора между лыжами и доской, перечислю эти лыжебордические ньюансы.  
  • Бугель. Досочник, как правило, чувствует себя очень некомфортно на бугельном подъемнике. Это один из самых трудно дающихся навыков. Впрочем, после недели подъемов на бугеле антагонизм пропадает. Секрет - в выстегивании ноги и езде на переднем креплении.
  • Тягуны. Досочник еще более некомфортно чувствует себя на тягунах, горизонтальных участках. Он не может толкаться палками и посему вынужден изображать неуклюжего самокатчика или отстегивать доску и идти пешком. На хороших горнолыжных курортах тягунов - минимум. Но если вы, например, занимаетесь бэккантри или хелиски, и попадаете на доске в забитый снегом ровный участок, то, кроме удовольствия торить поясную траншею, вас ничего не ожидает.
  • Хождение. Если нужно куда-то идти на своих двоих, то, очевидно, что тут наступает дискомфорт у лыжника, все-таки тяжело ходить в литых пластиковых колодках. Хотя с каждым годом горнолыжные ботинки все более нашпигованы технологиями, облегчающими жизнь, и дальше будет еще лучше.
  • Съезд. При сходе с кресельного подъемника, когда надо съехать на площадку высадки, бордеры часто падают, потому что им тяжело ехать с одной пристегнутой ногой.
  • Транспортировка. Переноска снаряжения проще для досочников. Одно дело, когда у вас в руках одна доска, совсем другое - четыре разных предмета.
  • Траверсы. При перемещении поперек склона без потери высоты, сноубордисты, по сравнению с лыжниками, тратят больше сил и энергии.

Самое главное. Проблемы выбора нет

Да… вот такой парадокс. Что бы вы ни выбрали, вы все равно будете в выигрыше, потому что откроете для себя еще одну грань жизни, получите новых друзей, увидите, как прекрасны горы, в конце концов, просто укрепите свое здоровье. А лыжи, доска? Всегда есть возможность попробовать альтернативу. Мало того, многие, достигшие уровня Очень Неплохо Катальщика, осваивают альтернативу просто для расширения сознания.

Mazzzut: ...и то, и то попробовать.... ...к чему душа потянется, то и надо выбирать.... ...и не нужно идти на поводу у мнения о том, что типа сноуборд - это модно, поэтому я возьму сноуборд.... ...нет, нужно почувствовать это душой.... ...чтобы не убить в себе талант .... ...вот, например, чел размышлял, что лучше доска или лыжи??...душа тянулась к лыжам, а он решил, что борд смотрится круче и взял борд.... ...а ведь из того чела мог получиться превосходный лыжник... ...ну, как и бордер.....=)))

Yar: По мне - с какого-то уровня принципиальной разницы нет. Для целины я бы хотел прикупить лыжи побольше и борд для разнообразия.

Бор'Да'Ски: Да закопайте вы, наконец, свои томагавки и сойдите с тропы военных действий. У меня есть и то, и другое, и гоняю я и на том, и на этом, причём, по-моему, достаточно равнозначно, не даром полжизни с этой хренью за спиной по горам лазил... Ха, недавно лежал и обдумывал возможность поездки в горы с двумя комплектами.

Более того, напоследок выскажу совсем уж крамольную мысль. Поскольку лыжи сложнее в освоении и в то же время прощают неправильную технику (в отличие от сноуборда, на котором неправильно ехать практически невозможно), я бы рекомендовал начинать со сноуборда и лишь после освоения доски переходить на горные лыжи. При такой последовательности количество удовольствия на единицу времени будет максимальным.

Добавить комментарий

Ваше имя *  email (не обязательно)
Сообщение * 
Антиспам *
впишите эти буквы сюда   или войдите чтобы не переписывать буквы каждый раз
  полная форма ответа